Дома-музеи

 Дом с химерами

Собственный дом архитектора В.В. Городецкого (ул. Банковая, 10) был сооружен в 1901-1902 годах. Из всех домов, построенных в период строительной горячки в Киеве, наиболее известен дом Городецкого. Киевляне еще называют его "Дом с химерами". Всегда этот дом был окутан легендами, хотя явился всего лишь своеобразной рекламой возможностей нового строительного материала - цемента. Фасад обильно декорирован изображениями экзотических животных и охотничьих мотивов. И снова, с целью рекламы, был использован цемент.


   Судьба уготовила «дому с химерами» стать лицом столицы наравне с Мариинским дворцом. Доходный дом и жилище знаменитого архитектора после революции и до Отечественной войны был коммуналкой, затем - больницей ЦК КПУ. После реставрации «дом с химерами» станет Малой резиденцией приемов Президента Украины. И на время полностью заменит Мариинский дворец, который тоже требует неотложных реставрационных работ. Стоимость восстановительных работ Наталья Косенко оценила в 40 миллионов гривен, предположительный срок завершения - лето будущего года. На сегодняшний день уже восстановлена часть этажей и химер. Планируется полностью восстановить интерьер здания, включая паркетный пол, роспись.


   На сегодняшний день «дом с химерами» уникальный не только для Киева, но и всего СНГ. Со строительством «дома с химерами» связано немало легенд. Самая захватывающая придумана гидами и народом: дочь архитектора утопилась в Днепре, то ли из-за несчастной любви, то ли из-за семейной ссоры. В память о ней слегка «повернувшийся» архитектор построил сей мрачный склеп. Другая скандальная легенда утверждает, что дом строил вовсе не Городецкий, а некий архитектор Николай Добачевский. Впрочем, под чертежами стоят подписи все же Городецкого. Есть еще вполне романтичная версия - пари с другими архитекторами, утверждавшими, что на таком обрыве (а на месте театра Ивана Франко тогда было озеро) строить невозможно. Вполне реальной может быть и строго практическая мотивация строительства. Это первый дом, построенный в Киеве при помощи цемента. То есть по тем временам - грандиозная рекламная акция для цемента промышленника Рихтера. 


 


Замок Ричарда - Львиное сердце

   «Замок Ричарда — Львиное сердце» — поэтизированное название дома № 15 на Андреевском спуске в Киеве — памятника архитектуры XIX века, сооружённого в стиле британской готики. Назван киевлянами в честь короля Ричарда Львиное Сердце, героя романа Вальтера Скотта «Айвенго». Дом в виде старинного замка установлен на сложном рельефе бывшей летописной горы Воздыхальницы чуть ниже Андреевской церкви. Монументальные фасады украшены архитектурными элементами замково-крепостных сооружений — разнообразными башнями, шпилями, зубчатыми навершиями стен и т. д. С левой стороны дома поднимается высокая башня с крепостными чертами. На фасаде дома установлена мемориальная доска украинскому художнику Г.П Дьяченко.

   В начале XX века Киев переживал период бурного градостроительства: деревянные, большей частью одноэтажные строения сносились, а на их месте строили высотные по тем меркам и просторные апартаменты, которые владелец после сдавал внаем. Вот и Дмитрий Орлов решил вложить деньги в это весьма доходное дело, однако судьба распорядилась иначе. Дмитрий Орлов, занимаясь строительством на Дальнем Востоке, был застрелен в 1911 г. Вскоре, его вдова продала дом на аукционе из-за накопившихся долгов.

   Сразу же после того, как новый владелец доходного дома сдал квартиры внаем, по Киеву распространились леденящие душу слухи о том, что в замке на Андреевском спуске поселилась нечистая сила. Слухи были вызваны путающими звуками в печных и вентиляционных трубах, которые возникали всякий риз, как поднимался ветер. Киевские обыватели были буквально парализованы страхом. Наиболее решительные угрожали разнести проклятый дом по кирпичику, уничтожив, таким образом, и привидения, и их ужасные голоса. Только благодаря вмешательству одной незаурядной личности, как гласит киевское предание, в этой истории произошел спасительный для всех перелом. Одним из жильцов дома № 15 был профессор Киевской духовной академии, известный историк Степан Тимофеевич Голубев. Именно ему легенда приписывает роль смельчака-спасителя. Поговаривают, что однажды, донельзя утомленный заунывным воем в трубах, Голубев — сунул руку в дымоход, а там оказалась яичная скорлупа. Она — то и была причиной неприятных для слуха звуков: сквозь маленькие дырочки в скорлупе проходил воздух, а скорлупа играла роль резонатора. Как она попала в трубу, можно только догадываться.

   Через некоторое время дом облюбовали киевские художники. На верхних этажах располагались мастерские Фотия Красицкого, Ивана Макушенко, Григория Дядченко и других художников и скульпторов.

   С установлением советской власти дом национализировали, и его комфортабельные апартаменты перестроили в многонаселенные коммуналки.

Шоколадный домик

   Шоколадный домик был построен в 80-е годы 19 столетия в стиле венецианского ренессанса для киевского купца первой гильдии Семена Семеновича Могилевцева (1846-1917). Архитетором этого дома был В.Н. Николаев - в то время главный архитектор Киева.
   
   С. С. Могилевцев был родом из семьи брянских лесопромышленников. В 1876 р. он переехал в Киев, где продолжил заниматься торговлей лесом. В.Н. Николаев, выполняя заказ С. Могилевцева, большое внимание уделил интерьеру здания. Архитектор предложил анфиладную систему расположения залов (комнаты располагаются последовательно).
 
   Самый большой - белый зал, он выполнен в стиле французского барокко. Это был торжественный зал, в нем проводились приемы, музыкальные вечера и балы. Сохранились фрагменты росписи стен Русского зала, на которых изображены орнаменты с царской юбилейной пятирублевки, которая в то время входила в обращение. Византийский зал представлял собой большую парадную столовую. Зал обрамляют большие гирлянды, на которых изображены различные фрукты. Мавританский зал - небольшой по размерам и примыкает к столовой, главное его украшение - это сделанные из гипса резные панели стен. С другой стороны византийского зала находится комната с интерьером в стиле модерн. Лестница в особняке выполнена в стиле ампир: белые мраморные ступени, литые бронзовые перила. Почти во всех залах особняка сохранились люстры и бра. Усадьба огорожена со стороны улицы высоким забором с художественной ковкой. На маленьком подворье находились хозяйственные службы (кухня, прачечная и т.д).
Адрес: ул. Шелковичная, 17.

 

 


Дом плачущей вдовы

   На этот дом нужно смотреть во время дождя – тогда становится понятно его название: Надо отыскать красивое женское лицо на фасаде здания, и вы увидите, как по нему стекают капли-слезы. Впрочем, название объясняют не только дождем, потоки которого скользят по щекам грустной каменной красавицы, а еще и тем, что после смерти последнего владельца этого дома, известного киевского предпринимателя Тевье Моисеевича Апштейна, здесь пять лет жила его безутешная жена.

   И немного истории. Дом плачущей вдовы появился в начале ХХ века благодаря киевскому архитектору Эдуарду Петровичу Брадтману. Он построил этот необычайный особняк для купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Особняк выполнен в стиле модерн, двухэтажный, кирпичный, прямоугольный в плане с анфиладным планированием. В восточной части расположена парадная и черная лестница. Из севера на двух этажах лоджии. У здания имеется 4 фасада и каждое из них имеет свое решение. Когда дом был закончен, Аршавскому пришлось сдать весь второй этаж, из-за проблем с долгами. Сам он, его жена и четверо детей прожили в особняке до 1913 года. Потом дом был продан киевскому купцу из 1-й гильдии Тевье Апштейну.

   В 1918 году особняк национализировали, поселив тут федерацию иностранных групп при ЦК РКП(б), затем Особый отдел 11-й армии и профсоюз Юго-Западной железной дороги, а после войны домик забрали себе правительственные структуры, дабы размещать гостей и проводить время на вечеринках. Посетители тут бывали знатные. За бильярдным столом, и сейчас находящимся в этих стенах, любил покатать шары второй Президент Украины Леонид Кучма. Будучи главой правительства России, Владимир Путин жил тут в 1999-м. Спустя два года погостила у «вдовы» советник американского президента Кондолиза Райс, обитали в доме Мадлен Олбрайт и Борис Березовский. 


Дом рыцаря
 

В конце 19 века в одном из самых современных городов того времени Киеве, в котором уже ходил электрический трамвай, помещик-шляхтич Михаил Подгорский приобретя участок земли в старом районе Киева на ул. Ярославов Вал (в то время улица Подвальная), решил построить дом в виде средневекового замка. Нам остается только догадываться, что повлияло на принятие такого решения, но может в душе он и был средневековым рыцарем? Проект дома принадлежал молодому архитектору Николаю Добачевскому и был построен в течение двух лет (1896-1898г.г.).
 
 Вид средневекового замка придавали особняку "химерна башта" (причудливая башня), увенчанная острым шпилем и нависающая над улицей, стрельчатые окна, зубчатые стены, ажурные решетки. А по обеим сторонам над входом в арку поддерживая башню, расположены небольшие скульптуры мифических крылатых полулюдей-полузверей (чаще всего по древней мифологии выполняющих охранные функции). Входящих в замок приветствовала надпись Salve! ( на латыни обозначающая "привет") выложенная мозаикой на мраморном полу.
 
 После смерти Подгорского, прожившего в Доме рыцаря (его еще называли замком барона Штейнгеля) несколько лет его владельцем стал Яр Ярошинский, а следующим был "сахарный король" Лев Бродский, но никто из них долго в нем не прожил. В советское время дом был национализирован и часть его отдана под учреждения. Внешний вид Дома рыцаря сохранился до нашего времени почти в первозданном виде и является одним из красивейших зданий Киева, которому киевляне любя дали несколько названий "Убежище рыцаря" и "Дом Синей бороды".


 


Дом Ковалевского
 

 В начале 20 века в Киеве, в престижном районе на Печерске (Липки), Николай Викторович Ковалевский-чиновник по особым поручениям, купил себе небольшой участок земли у "сахарозаводчика" Бродского, для строительства дома. Проектирование и строительство в 1911 году было предложено очень талантливому киевскому архитектору Павлу Федотовичу Алешину. Через два года был построен трехэтажный дом, стилизованный под средневековый замок, с преобладанием романского стиля в декоре фасадов. Дом Ковалевского был построен в неудобном для застройки месте, два уличных фасада особняка, выходили на улицы Шелковичную и Орлика, которые примыкали друг к другу под углом 80 градусов. Алешину удалось найти оригинальное архитектурное решение, спроектировав граненую постройку, увенчанную башней со шлемовидным куполом, благодаря которой удалось скрыть острый угол и объединить оба фасада здания. Водосточные трубы были скрыты в стене, чтобы тень, падающая от них на здание, визуально не разбивала фасады.
 
   Фасад дома украшают симпатичные кошачьи мордочки и барельеф в виде кота, на котором архитектор Алешин, со свойственным ему юмором, изобразил самого себя. В оформлении оба уличных фасада объединяет повторение декоративных элементов и междуэтажный поясок. Украшением фасада является балкон второго этажа, украшенный небольшими колоннами и четыре различные по форме капители. По архитектурному решению первый и цокольный этажи были облицованы серым гранитом, а второй этаж искусственным камнем. Украшает здание и большое количество окон, особенно много света они давали зеркальному залу. Поражает оригинальным решением комната на первом этаже, обустроенная по заказу Ковалевского, являющая собой имитацию купе железнодорожного вагона, (говорят, что Ковалевский познакомился со своей женой в поезде). Также на этаже расположены библиотека, билярдная, холлы. Богато декорированный зеркальный зал занимает особое место. Потолок украшен узором из тонкой лепнины, карнизы украшены изящными розетками. Стены зала опоясаны фризом, стилизованным орнаментом под растительность, большие зеркала зрительно увеличивали площадь зала, а вместе с прекрасными люстрами придавали ему торжественный вид, парадные двери зала были украшены декоративными решетками. На втором жилом этаже находилась малая столовая с лоджией, спальни, детская. Интерьер которой был скромнее, ряд деталей декора выполнен из папье-маше. С первого этажа на второй вела мраморная лестница украшенная небольшими колоннами с бронзовыми капителями. В холлах первого этажа и на лестничной клетке была выполнена имитация сводов. Под шлемовидным куполом проходили репетиции оркестра, откуда по внутренней лестнице музыканты спускались на хоры зеркального зала. В доме было водяное отопление и лифт, дополнительное воздушное отопление грело панели в спальнях, через каналы в стенах.
 
  Небольшой двор украшал ухоженный садик с фонтаном и декоративной башней, дворовые фасады, возведенные из обычного кирпича, были покрыты жидким стеклом. Дом Ковалевского был одним из лучших частных домов Киева. Ковалевский с семьей проживал в нем до 1918 года. В советское время здание арендовали различные организации. Особняк не постигла участь других архитектурных творений Киева, пострадавших от пожаров и во времена Гражданской и Великой Отечественной войн, внешний вид его остался первозданным. А интерьер пострадал и восстанавливали его во время реставрации, по фотографиям и авторским рисункам, которая проводилась по проекту И.М. Малакова в течении двух лет (1972-1974г.г.) Восстановлены фрагменты ограды, ворот и калиток.
   
   Некоторое время в здании располагалось Министерство Иностранных дел Украины, сейчас Дом Ковалевского находится на балансе Администрации Президента Украины. Дом своей презентабельностью, сдержанной и оригинальной архитектурой привлекает киевлян и гостей города.