Шоколадный домик

 Благодаря темно-коричневому цвету дома, украшенного львиными мордами, гирляндами из цветов и плодов того же цвета, кажется, что здание действительно создано из дорогого черного шоколада.
 

 Архитектура самого дома красива и гармонична. Кроме того, здание было необычно покрашено. Киевляне знают его покрашенным в однотонный шоколадный цвет. На самом деле изначально в окраске присутствовало несколько разных по силе кофейных и шоколадных тонов, позволявших выделить фасадные элементы. Преобладание коричневого цвета дало особняку название «Шоколадный домик».

 Киевский купец, известный меценат Семен Могилевцев, благодаря которому появилось здание Педагогического музея на Владимирской, 57, приобрел в 1899 году земельный участок на Липках и при участии архитектора Николаева построил один из самых богатых на то время особняков. Дом получился непростой, у каждой комнаты был свой стиль — от мавританского до барокко.
 

 Особняк демонстрирует малоизвестные качества архитектора В. Николаева — незаурядного художника. Здание имело совершенно необычные интерьеры, которые свидетельствуют о хорошем вкусе заказчика строительства (купца Могилевцева) и смелом выдающемся эксперименте их разработчика. Уникальные интерьеры особняка были выполнены в разных художественных стилях (модерн, ренессанс, готика, барокко). Внутренние помещения имели исключительные декоративно-монументальные росписи стен и потолков, украшенные богатой лепниной и позолотой, деревянные резные панели, подоконники, двери и окна, полы с разнообразным рисунком художественного паркета, цветные витражи и кованые ограждения мраморных лестниц. Все это, по мнению специалистов, является произведением высокого искусства и художественной ценностью государства.
 

 Здание особняка двухэтажное, небольшое — общая площадь около 900 кв. метров. Самый большой — Белый зал, он выполнен в стиле французского барокко. Это был торжественный зал, в нем проводились приемы, музыкальные вечера и балы.
 

 Сохранились фрагменты росписи стен Русского зала, на которых изображены орнаменты с царской юбилейной пятирублевки, которая в то время входила в обращение. Византийский зал представлял собой большую парадную столовую. Зал обрамляют большие гирлянды, на которых изображены различные фрукты. Мавританский зал — небольшой по размерам и примыкает к столовой, главное его украшение — это сделанные из гипса резные панели стен. С другой стороны Византийского зала находится комната с интерьером в стиле модерн. Лестница в особняке выполнена в стиле ампир: белые мраморные ступени, литые бронзовые перила. Почти во всех залах особняка сохранились люстры и бра. Усадьба огорожена со стороны улицы высоким забором с художественной ковкой. На маленьком подворье находились хозяйственные службы (кухня, прачечная и т. д.).

Русский зал

 Жены и детей у Могилевцева не было. Для кого же строил он дом, да еще и нежилой? Народная молва гласит: особняк строился для тайных встреч со знатной и, как того требуют рыцарские романы, замужней дамой. Эта версия вполне правдоподобно объясняет богатую стилистику особняка, каждая из комнат которого выполнена, так сказать, в угоду возлюбленной в стилях барокко, ренессанс, русский модерн, классицизм, мавританский, а лестница — классический представитель ампира.

Но есть и другая версия, более утилитарная: особняк строился для торжественных приемов и времяпрепровождений, между которыми обсуждались и дела государственной важности, поскольку Могилевцев многие годы избирался гласным городской думы, директором-казначеем городского кредитного общества, председателем киевского биржевого комитета.

 Анфиладная, то есть сквозная, планировка как нельзя лучше подходила для приемов: за каждой дверью гостей ждала смена стилей, а значит, и впечатлений. Важные персоны поднимались по белоснежно-мраморной лестнице, кованое ограждение которой выглядело лаконично и даже воинственно. Выполненные по особой технологии пескоструйные витражи, чем-то напоминающие современное матовое стекло, создавали легкий полумрак. Строгость ампира прерывалась игривостью арабесок Мавританского зала.

 Восточная вязь переходила в нежное французское барокко Белого парадного зала, либо сменялась на бордо ренессансной столовой. К слову, в последней была потайная дверь, которая предназначалась для челяди: чтобы под ногами у господ не путалась. Трапеза обычно заканчивалась клубами по интересам: барышни — налево (в будуарную комнату в стиле модерн), юноши — направо (в курительную с балконом и лестницей в палисадник).

 Зал в стиле модерн примечателен этническими орнаментальными мотивами: в настенной живописи соседствуют полуэкзотические цветы и маки. На витражах ирисы (излюбленные цветы модернистов) граничат с васильками.

 Со стороны Шелковичной главный вход оформлен солидным порталом из пары безордерных полу колонн, несущим покрытым лепными листьями фриз и полукруглым фронтон с картушем и завитками в тимпаны. Привлекают внимание сложные скульптурные композиции надархивольтами окон второго этажа, где скомпонованы оригинально поданные аллегорические жезлы античного бога торговли и промышленности Меркурия.

 Усадьба отделена от ул. П. Орлика высокой стеной с художественно коваными решетками на кирпичных пилонах. Въезд был со стороны Шелковичной улице, но старые ворота потеряны.
 

 С 1927 по 1934 год в квартире №6 жил известный украинский археолог, искусствовед, музеевед, профессор Николай Макаренко, кроме прочих заслуг которого - отмена решения о сносе Софиевского собора. В 1936 году в Новосибирске ученого расстреляли.
В 1934 году особняк был реконструирован по проекту Алешина и передан в руки НКВД.

 Реставрация здания началась еще в 1983 году. Буквально через две недели после Мариинского дворца реставраторов перекинули на «Шоколадный домик». Особняк был на балансе Совета Министров, и готовили они его «под себя», но ко власти пришел известный своими проверками Андропов, и реставрацию экстренно свернули. К этому времени в Киев приехал знаменитый гроссмейстер Карпов. Он и пожаловался Щербицкому: дескать, шахматных секций в городе не хватает. Щербицкий распорядился отдать особняк под одну из них.
 
 И вот новая реконструкция. Причем, те, кто ее проводит, стремятся как можно точнее восстановить былую роскошь особняка Могилевцева. Вот старое зеркало. Перед ним, между прочим, еще Могилевцев красовался. Если присмотреться, то в обрамлении увидите лепные головы овнов — есть сведения, что под этим знаком родился Могилевцев. А подоконники резные в Русской комнате? При реставрации приходится сталкиваться с былью и легендами. Мол, была в этом доме полумифическая комната в японском стиле… А в Белом зале располагалась коммунальная квартира работников академии наук… Богатую же библиотеку Могилевцева сожгли большевики… Русский зал Каганович приказал перекрасить в черный цвет…
 

 Перед войной тут располагалось Всесоюзное товарищество международных культурных связей, а с 1960 по 1980 год в нем расписывали молодоженов. Потом неподалеку построили новую резиденцию Щербицкого, и обилие праздничного народу стало мешать работе государственных мужей советской Украины. Ввиду этого срочно нашлись деньги на строительство нового Дворца бракосочетаний рядом с Воздухофлотским путепроводом, сразу получившего в народе название «Бермудский треугольник». А «Шоколадный домик» сначала «работал» обычным районным ЗАГСом, а в 1986 году там поселилась Детская картинная галерея.
 
 В 2009 году, когда здание передали Киевскому музею Русского искусства, здесь начали реставрацию - привели в порядок стены, лепнину, разрушенный паркет. Глаз радуют диковинные росписи, деревянная инкрустация - все удалось сохранить. А вот витражи с ирисами стоимостью десятки тысяч долларов, украшавшие окна домика, остались не все. Каждая комната здесь выполнена в своем стиле. На одном этаже, по принципу художественного дивертисмента, соседствует французский стиль, византийский и восточный, модерн и ренессанс. Пока пускают лишь в три отреставрированных зала — "белый", "новорусский" и "модерн", где выставлены рисунки детей 80-х на зимне-новогоднюю тему.
По окончанию реставрационных работ в «Шоколадном домике» будет картинная галерея, школа детского эстетического воспитания и музей частных коллекций. В этом же помещении планируют сделать музей одной картины. Сюда будут привозить знаменитое произведение искусства и устраивать тематические диспуты, показывать фильмы.