Архитектура Киева в конце XIX - начале XX века

В конце XIX — начале XX в. в Киеве велось интенсивное строительство, принявшее форму «строительной горячки». В этот период в городе возникли десятки доходных домов, гостиницы, магазины, банки и роскошные особняки. Цены на лесоматериалы, кирпич, известь, строительный камень быстро росли. В период «строительной горячки» появилось много различных строительных подрядчиков — как отдельных лиц, так и компаний.

Последовавший за этим так называемый домовладельческий кризис привел к банкротству многих строительных фирм и отдельных подрядчиков.
О темпах жилищного и хозяйственного строительства в Киеве в конце XIX в. убедительно свидетельствуют статистические данные о количестве каменных зданий в городе. Так, в 1897 г. в Киеве было только 2630 каменных зданий, а через два года их насчитывалось уже 4265.

Несмотря на большой размах городского строительства и благоустройства, окраины города оставались без каких-либо изменений. Они, как и раньше, быстро застраивались небольшими, преимущественно деревянными домиками, многие улицы не были замощены, водопровода, канализации и освещения здесь не было. Эта запущенность окраин отразилась в статистике киевских домовладений. Нарядный в центре, «европейский», как тогда говорили, Киев на окраинах имел облик деревянного одноэтажного города. Из общего числа имевшихся тут жилых домов в 1904 г. насчитывалось 4355 каменных и 9574 деревянных, а в 1912 г. каменных зданий насчитывалось около 5 тыс., а деревянных — около 12 тыс.


В 1896 г. в процессе дальнейшей застройки города был уничтожен большой старинный сад, тянувшийся от Крещатика до Банковой и от Институтской до Лютеранской улиц, принадлежавший профессору университета Мерингу. Эта территория была разбита на участки под застройку и на ней пролегли улицы Николаевская (теперь Городецкого), Меринговская (теперь Заньковецкой), Ольгинская. Пруд, находившийся на месте сквера перед театром им. Франко, был засыпан, и здесь образовалась площадь.

За Печерском постепенно застраивался Зверинец, за «Новым Строением» — Демеевка, за Подолом новое строительство развернулось на Куреневке и Приорке, за Лукьяновкой город доходил до Сырца.

В 1899—1901 гг. во время праздника древонасаждения ученики и студенты киевских учебных заведений заложили большой парк, который в ознаменование столетия со дня рождения А. С. Пушкина был назван его именем. Деревья в нем были посажены отдельными рощами по породам — березовая, сосновая роща и т. д. Тогда же была заложена роща на территории политехнического института и разбиты скверы на Контрактовой площади на Подоле В 1870 г. Царский сад разделили на части, из которых только 4 десятины отошло к дворцу (теперь Городской сад). Остальная часть оставалась долгое время заброшенной, куда даже днем мало кто решался зайти, так как она служила пристанищем бродяг, о которых образно рассказывает писатель Максим Белинский в очерках «Типы Царского сада». Позднее часть сада со стороны Крещатика была сдана в аренду Купеческому клубу, а часть, где теперь расположен стадион «Динамо», всего за 5 тыс. руб. в год содержателю кафешантана «Шато-де-Флер», тесно застроившему эту территорию коммерческими павильонами. В 1909 г. массив бывшего Царского сада был разрезан надвое Петровской аллеей, над которой в 1912 г. перекинут мостик. Проект его принадлежит Е. О. Патону.

 

Одновременно с освоением новых территорий под застройку, а также прокладкой новых улиц, разбивкой скверов и парков в Киеве началось строительство больших сооружений. Многоэтажное строительство стало возможным благодаря развитию городского коммунального хозяйства, особенно водопровода и канализационной сети. Застройке городов в эти годы не хватало планомерности, что нарушало архитектурное единство улиц, площадей и отдельных районов. Роль архитектора в строительстве сводилась на нет. Зато требования и капризы домовладельца или подрядчика имели решающее значение. Так в Киеве появилось много как будто штампованных кирпичных зданий, создавших, как тогда иронически говорили, «стиль» киевских подрядчиков.

Стихийность застройки, погоня домовладельцев за прибылями и конкуренция привели к разностильности архитектуры города. Каждый владелец доходного дома, магазина, гостиницы желал чем-нибудь оригинальным выделить свой дом из ряда подобных. Вот почему для этого времени характерна пестрота стиля, склонность к перегрузке зданий украшениями, что вело к обнищанию художественной мысли и падению архитектурных вкусов.

Так, в середине 1900-х годов был очень распространен «ренессансизм», родоначальником которого считают немецкого искусствоведа Гаака и архитектора Гарнье; последний построил в этих формах известное здание Парижского оперного театра. Хотя название стиля «ренессансизм» и подчеркивает якобы его близость к распространенному в Европе в XV—XVI вв. прогрессивному стилю ренессанс, оставившему выдающиеся архитектурные произведения, однако в действительности эта стилизация была от него очень далека, так как восприняла только его некоторые формальные элементы.

В Киеве в этом стиле был сооружен архитектором В. Николаевым жилой дом на углу Владимирской и Прорезной улиц. Архитектуре его присуща подчеркнутая пышность: стены с большим количеством колонн и пилястров перегружены украшениями, декоративной лепкой. Украшение фасада, по свидетельству старожилов, стоило дороже самого дома и окончательно разорило владельца.


Дом Сироткина

В 1896 г. в помещении театра, стоявшего на месте современного оперного театра, произошел пожар и театр сгорел. В связи с этим Киев оказался без театрального помещения, так как театр Бергонье, перестроенный в 1877 г. из помещения цирка, был очень мал и не мог удовлетворить нужд города. Вот почему в 1898 г. на собранные среди населения средства был построен драматический театр Соловцова (теперь театр им. И. Франко) с залом на 1200 зрителей. В то время это было по своим размерам значительное сооружение. Архитектор Г. Шляйфер запроектировал театр в стиле, который назывался тогда «неогрек», в действительности же он ничем не отличался от «ренессансизма». Внутренняя отделка театра производилась под руководством архитектора В. Городецкого. Огромный плафон для потолка был изготовлен в Берлине.


С целью сооружения на месте сгоревшего городского театра нового был объявлен всемирный конкурс проектов здания театра. Лучшим был признан проект петербургского архитектора В. Шреттера. Строительство нового театра началось в 1899 г. и закончилось в 1901 г. Здание отличалось показным величием. Зал театра был рассчитан на 1630 зрителей и по своим размерам уступал в Украине только Одесскому оперному театру.

Отсутствие четких принципов в архитектуре той эпохи сказалось, в частности, на творчестве известного киевского архитектора В. Городецкого, построившего три различных по стилю здания: музей (теперь Музей украинского искусства), новый костел на Большой Васильковской улице и кенасу (теперь Дом актера на улице Ярославов Вал).

В 1888 г. группа киевских ученых и общественных деятелей возбудила ходатайство о строительстве музея древности на Александровской улице. Однако губернатор не дал на это согласия, мотивируя свой отказ тем, что «по сведениям, собранным в губернии, в учреждении такого рода нужды нет». Только в 1894 г. «Общество древности и искусства» начало сооружение музея на добровольные взносы. Архитектор Городецкий, взяв за основу проект Г. Бойцова, исполнил фасад в древнегреческом стиле, скрупулезно воспроизведя все элементы дорического ордера. Скульптуры, выполненные Саля, также являются наследованием манеры древнегреческих мастеров. Из-за отсутствия денег проект был осуществлен лишь на одну треть, но главный фасад был построен по проекту, и здание производит впечатление законченного сооружения.


Городской музей

Совсем в других формах выполнен новый костел, строившийся с 1899 по 1909 гг. Две одинаковые островерхие башни высотой 62 метра каждая, решение портала, украшение стен и внутреннего пространства — все это повторение стилевых особенностей немецкой готики. Караимская кенаса выполнена в мавританском стиле с присущей ему живописной орнаментацией.

Городецкому вообще присуще совершенное знание стиля — форм, деталей, орнаментов. Однако воспроизведение различных стилей в его сооружениях было пассивным повторением древних и средневековых образцов.

Совершенно иначе решено архитектором А. Кобелевым здание Государственного банка, построенное в 1902—1905 гг. на Институтской улице. Обратившись к формам южноитальянской готики и раннего Возрождения, он творчески переработал их, создав современное сооружение, отвечавшее своему назначению.


Государственный банк

Среди общественных и государственных сооружений выделяется здание педагогического музея (теперь Дом Учителя), построенного в 1911 г. по проекту архитектора П. Алешина. Здание по своему стилю связывалось с расположенными вблизи университетом и 1-й гимназией. Фасад его облицован плитами из белого камня и украшен скульптурным фризом, выражающим тему стремления к знанию. Вверху здание завершается большим стеклянным куполом, через который свет проникает в центральный зал-аудиторию.


Педагогический музей

Одним из лучших зданий города, построенных в дореволюционное время, является здание Русского банка для внешней торговли на Крещатике. Оно сооружено по проекту академика архитектуры Ф. Лидваля.


Русский банк внешней торговли на Крещатике

Наряду со стилизацией и эклектикой в царской России в то время появился стиль модерн, провозглашенный «новым стилем», пришедшим на смену классическим стилям. В нем сознательно подчеркивались новые формы — орнаменты с изображением фантастических больших цветов, линиями, как будто подчеркивающими формы гнутого полосового железа, необычные, усложненные формы балконов, декоративные формы карнизов.

В стиле модерн в Киеве построено немало зданий. В этом стиле, например, построено здание городской железнодорожной станции на Пушкинской улице (архитектор А. М. Вербицкий), гостиница «Киев», самый высокий в то время в городе десятиэтажный жилой дом Гинзбурга по Институтской улице, разрушенный во время Второй Мировой войны. Дом Городецкого по Банковой улице украшен скульптурными изображениями фантастических существ и зверей.


Дом с Химерами

Поздний модерн характеризуется некоторым упрощением декоративного оформления сооружений. Постепенно в отдельных сооружениях выступают мотивы исторических стилей. Это заметно в особняке Ковалинского на Левашевской улице (теперь Шелковичная улица), построенном архитектором П. Алешиным. В общей модернистской трактовке зданий заметны мотивы романского стиля.

Определенная сдержанность форм и ясность композиционного замысла проявились в здании Крытого рынка на Бессарабской площади, проект которого разработал архитектор Г. Гай. Сооружение его было закончено в 1910 г. Оно имеет два с половиной этажа и подвалы с холодильными установками. Развитие инженерно-строительной техники дало возможность разработать перекрытие большого зала в виде стеклянной крыши на ажурном металлическом каркасе.


Крытый рынок

В застройке дореволюционного Киева наряду с определенными достижениями в области благоустройства и инженерного оборудования города, увеличением числа капитальных зданий и расширением озеленения проявились также черты, типичные для градостроительства того периода вообще. Город застраивался стихийно, и улицы и площади не приобрели единства архитектурного решения — рядом с высокими каменными сооружениями оставались еще небольшие одно- и двухэтажные домики, построенные много десятков лет тому назад. В общем архитектурном облике города наблюдался стилевой разнобой. Прекрасные природные условия Киева не были в достаточной степени использованы архитекторами.