История возникновения в Киеве водопровода, канализации, электростанции и трамвая

В 70-х годах XIX в. уже в 22 городах России были водопроводы. Пока Киев был сравнительно небольшим городом, природные источники и относительно неглубокое залегание водоносного слоя давали возможность удовлетворить потребности населения в питьевой воде из колодцев. Однако в связи с ростом населения такая система водоснабжения уже не удовлетворяла потребностей города.


После длительных подготовительных работ в 1870—1872 гг. в Киеве был сооружен городской водопровод, ежесуточно подававший из Днепра 500 тыс. ведер воды; забор воды осуществлялся вблизи памятника магдебургского права, после очистки через песочные фильтры вода поступала к потребителям. Но водопровод удовлетворял потребности лишь незначительной части населения, большинство жителей продолжало пользоваться водой из колодцев, которых в 70-х годах в Киеве насчитывалось более 1300. Из-за сложности устройства больших песочных фильтров, Водопроводное общество с 1895 г. начало бурить артезианские колодцы. Первые такие колодцы были сооружены на Подоле на Набережной Днепра (в усадьбе Водопроводного общества). Улучшение системы водоснабжения привело к относительному уменьшению числа пожаров в городе, а также способствовало уменьшению кишечных заболеваний.


Канализация в Киеве была построена в 1894 г., однако обслуживала она небольшую часть территории города. На Подоле (улицы Глубочицкая и Нижний Вал) долго существовала канава, по которой дрожжевой завод Чоколова и мыловаренный завод Яковлева спускали сточные воды. Тяжелый смрад отравлял воздух района. Несмотря на требования жителей, владельцы отказывались очищать сточные воды или закрыть свои предприятия.

Важным событием в жизни Киева явилось сооружение в 1890 г. первой электростанции с двигателем мощностью в 100 лошадиных сил. Электроэнергия использовалась городским транспортом, для освещения театра и т. п. В 1894 г. в районе современной площади Независимости была построена паровая электростанция с паровым двигателем мощностью в 500 лошадиных сил и на Подоле — в 400 лошадиных сил. Однако из-за дороговизны электроэнергии и небольшой мощности электростанций, электроэнергией пользовалась только зажиточная верхушка населения города. Улицы освещались редкими газовыми фонарями.


Дальнейшее развитие города и увеличение численности населения требовали создания городского транспорта общего пользования. Вначале были проложены линии конного трамвая — конки, начавшей действовать в июле 1890 г. Маршрутов конки было два. Один начинался на Подоле (около Контрактового дома) и проходил по улицам Александровской (теперь улица Петра Сагайдачного и Владимирский спуск), Крещатику, Большой Васильковской, Караваевской (теперь ул. Толстого), Большой Владимирской, Мало-Житомирской и выходил на Крещатик. Второй маршрут связывал Подол с вокзалом. Однако вследствие гористого рельефа, обусловливающего высокие эксплуатационные расходы и сравнительно небольшую скорость движения, этот вид транспорта не мог в достаточной степени удовлетворить потребности населения. Сделана была попытка использовать для городской железной дороги паровую тягу, но от этого вскоре отказались.


Первую попытку использования электрической тяги городским железнодорожным транспортом сделал в 1876 г. инженер Ф. А. Пироцкий. 3 сентября 1880 г. он продемонстрировал на одной из улиц Петербурга движение первого в мире электрического трамвайного вагона. На основе исследований Пироцкого началось строительство электрического трамвая в Киеве. 14 июня 1892 г. открылось движение по трамвайной линии Подол—Крещатик. Это был первый электрический трамвай в России. Все оборудование трамвая было изготовлено на русских заводах и смонтировано отечественными специалистами. Однако наряду с электрическим транспортом в Киеве насчитывалось еще очень много извозчиков.

Вследствие роста населения, занятого в промышленности и торговле, росли цены на земельные участки. В погоне за прибылями владельцы участков начали продавать их под застройку. В связи с этим в конце XIX и в начале XX в. площадь фруктовых садов города катастрофически уменьшилась. Быстро исчезали сады на Большой Житомирской и Львовской улицах (теперь ул. Артема), в районе Куреневки, а на их месте сооружались фабрики, заводы и доходные дома. Оставшиеся сады были спрятаны за высокими заборами.