Троицкая надвратная церковь в Киево-Печерской лавре

 В центре западного участка ограды Верхней Лавры возвышается великолепное по архитектуре и убранству каменное двухъярусное сооружение, верхний ярус которого является храмом Святой Троицы, а нижний — Святыми вратами обители.


   В печатной книге инока Лавры Афанасия Кальнофойского «Тератургима» 1638 г. есть описание «ворот, которые и на которых церковь Святой Троицы князь Николай Давидович Святоша заложил и при ней для недужных и немощных монахов больницу».  В летописной «Повести временных лет» мы находим под 1106 г. слова о монашеском постриге князя Святоши. «Святоша» — производное от «Святослав», а также эпитет, прилагаемый к праведникам. В постриге князя нарекли Николаем, о чем говорят отдельные списки «Повести» и «Житие» Святоши в «Киево- Печерском Патерике». По словам «Жития», постриг состоялся в Лавре и стал первым у князей Руси случаем ухода в монастырь.


   Изучение стен Свято-Троицкого храма в XIX в. показало, что они современны киевским церквам ХI-XII вв.  Годом окончания храма считают 1108: под этой датой «Повесть» упоминает об активном строительстве в Лавре, а именно — завершении каменной трапезной. Некоторые исследователи относят церковь ко времени постройки вокруг Верхней Лавры в конце XII в. каменной стены, разрушенной после нашествия монгол. Но если все же верны данные «Тератургимы», то лаврский храм Святой Троицы — первая документально известная церковь Руси с таким посвящением.

   Без учета позднего притвора, древнее каменное двухъярусное здание имеет квадратный план, в первом ярусе — сквозной арочный проезд Святых врат по линии запад-восток, во втором — храм с единственным куполом по центру, опирающимся на четыре столпа в интерьере. Интересной особенностью церкви стало то, что полукруглые в плане выступы алтаря на восток сделаны здесь в виде ниш в толще стены, ровной с внешней стороны. В древности храм не был оштукатурен снаружи, купол имел форму шлема. Внутри церкви найдены фрагменты фресок, предположительно датируемые XII в. В 1654 г. архидиакон Павел Алеппский из Сирии видел церковь «выбеленной известью».
 

 
    В 1660-х гг. Лавра доносила царю России, что в храме Святой Троицы «стенное письмо слиняло». Гравюра 1677 г. изображает западные фронтоны церкви с маковками, купол -грушевидной формы. Начиная с «Тератургимы», виды Лавры XVII в. запечатлели у северной стены храма притвор с еще одним куполом. «Тератургима» уточняет, что притвор был деревянный, включал в себя колокольню и лестницу для подъема в церковь. Отец Павел Алеппский называет притвор каменным.

   После пожара Лавры 1718 г. храм капитально обновили. В 1720-х гг. старый притвор заменили каменным, в стиле украинского барокко, уже без колокольни, тогда же начали новую роспись церкви. Притвор вытянут с запада на восток и поделен в плане на две продольных части. Северная часть, Г-образная в плане, представляет собой широкий сводчатый коридор от входа с улицы до собственно храма. Войдя через дверь в северной трети фасада притвора, паломник поворачивает на запад, поднимается по лестнице и шествует вдоль больших световых окон к следующему повороту, направленному на юг, в северо-западный угол церкви. В 1725 г. храму подарено паникадило, висящее здесь

 

     
   В 1711 году к визиту в Киев российской императрицы Елизаветы Петровны, восточные фасады расписаны  отцом  Алипием (Галиком). В начале XIX в. к притвору пристроили с востока меньшую по высоте двухэтажную книжную лавку, ныне экскурсбюро Киево-Печерского заповедника. В 1881-1883 гг. фасады заново оштукатурили и воспроизвели на них роспись с лепкой по старому образцу. На южном фасаде штукатурку положили так, чтобы просматривался древний архитектурный рельеф стены. В начале этого ремонта, в кладке южного фасада у западного угла нашли две древние медные пластины в виде равноконечных крестов размером примерно 7x7 см с узорами на эмали. По одной гипотезе, пластины крепились к такой же по форме древесной основе, рассыпавшейся до момента обнаружения, и составляли один крест, заложенный в стену в честь начала постройки храма. Другая гипотеза принимает пластины за накладные украшения какого-то деревянного предмета. Находку условно назвали «крестом прп. Николая Святоши»  и в 1897 г. передали в Церковно-археологический музей Киевской духовной академии, с 1920-х гг. крест хранится в фондах Киево-Печерского заповедника. В 1899 г. барочную роспись фасадов решили заменить академической, и в 1900-1901 гг. это сделал художник Владимир Сонин.
 

 
    В 1950-х гг. проведена реставрация храма снаружи. В ходе нее на южном фасаде очищен от штукатурки для обозрения ряд участков древней кладки. Еще два участка открыты в стенах проезда Святых врат на рубеже ХХ-ХХI вв.  С начала 80-х до начала 90-х гг. XX в. отреставрированы росписи внутри церкви и иконы иконостаса. Эти росписи выполнены в стиле украинского барокко. Для него характерно самобытное отражение жизнерадостности, присущей искусству Европы барочной эпохи в целом. Один из мотивов ликования украинского иконописца во времена барокко — торжество Православия в стране вопреки пережитому в ХVIVII вв. натиску католицизма со стороны Польши.
 


   Прообразом ряда композиций внутренних росписей храма, стали европейские гравюры на темы библейской истории, включая иллюстрации Библий Иоганна Пискатора (Амстердам, 1650, 1674), Корнелия Данкертца (Амстердам, 1648), Христофора Вайгеля (Аугсбург, 1695), и созданные под их влиянием гравюры для изданий лаврской типографии. Стены притвора расписаны ликами святых в полный рост. Можно увидеть здесь в лике св. Иоанна Предтечи автопортрет начальника иконописной мастерской Лавры о. Алипия (Галика), которому они приписывают руководство росписью храма или только притвора, но документально все эти мнения пока не подтверждены. В то же время, один из воинов, замыкающих сонм фарисеев и саддукеев, похож на царя России Петра I, в чье правление начался ремонт Лавры после пожара 1718 г.
 

 
    Ниже сонмов святых, изображен полный разнообразия животный мир на фоне многочисленных пейзажей. Он не только выражает мысль о красоте творения Божия, но, опираясь на существующую в богословии символику образов животных, рыб и птиц, содержит немало духовных наставлений. К примеру, изображенный справа ниже святых мучеников пеликан, который проклевывает грудь перед птенцами, побуждает вспомнить строки «Физиолога», древнего трактата о животных:

   В западной части притвора, ниже святых праотцов, написано извержение св. прор. Ионы из чрева кита, по примеру гравюры в Библии Пискатора. Основные темы росписей в самом храме: догмат Православной Церкви о Святой Троице и Божественная литургия — главное из православных богослужений. Против Царских врат иконостаса, в центре западной стены изображен Первый Вселенский Собор Православной Церкви 325 г. в городе Никее.


   Предпосылкой Собора явилось прекращение гонений на христиан в Римской империи и необходимость общецерковного принятия ряда основных догматов веры. Одним из деяний собора стало осуждение ереси Ария, отрицавшего предвечное рождение Бога Сына от Бога Отца и потому считавшего Христа, Сына Божия, творением, хотя и самым совершенным. В композиции «Первый Вселенский Собор - справа внизу виден свт. Николай Мирликийский, взявший Ария за ухо. 

Источник: справочник-путеводитель Киево-Печерская лавра