Киевский велотрек

 Первые велосипедные соревнования состоялись в 1868 году в парке парижского пригорода Сен-Клу. В 1870-х годах в Западной Европе начинается строительство велотреков, а в 1896 году велосипедисты соревновались уже в рамках первых Олимпийских игр. И хотя в 1899 году в Киеве состоялись первые велосипедные гонки, велотрек, или, как тогда говорили — циклодром, на Бибиковском (ныне Тараса Шевченко) бульваре, 77 представлял из себя не более чем приспособленную площадку.

Незначительные успехи команды Российской империи на первых Олимпиадах в начале XX века послужили поводом для организации Всероссийских олимпиад. Первые такие соревнования состоялись в 1913 году в Киеве — и в городе занялись созданием спортивной инфраструктуры.

К этому событию в Киеве было выстроено по сути целых два велотрека — по тем временам огромное достижение. Одним условно можно назвать открытый еще в 1912 году стадион "Спортивное поле", который располагался на Лукьяновке. Хотя здесь была построена овальная велодорожка с наклонными виражами, это все-таки был универсальный стадион и для легкоатлетических соревнований, и для футбольных матчей, и для фигурного катания. Он являлся главной спортивной площадкой Первой всероссийской олимпиады и вообще первой в Российской империи специально построенной спортивной ареной, однака во время Первой мировой войны сгорел и больше не восстанавливался.

Инициатором строительства специализированного велотрека с деревянной крытой трибуной стал Иван Биленко, обратившийся в 1912 год за разрешением на строительство а губернское правление. Киевский спортивный циклодром, как назывался тогда велотрек, был открыт на улице Фундуклеевской, 58 (ныне улица Богдана Хмельницкого) уже в начале 1913 года; тогда же Биленко получил разрешение на проведение на арене кинопоказов. Был устроен также летний театр «Полярная звезда» с оркестром. При велотреке организовали и прокат велосипедов, мотоциклов и автомобилей.

Впервые велотрек капитально отремонтировали в 1939 году, а масштабную реконструкцию провели в преддверии олимпиады 1980 года (тогда часть соревнований проводилась в других городах СССР). Дорожное полотно полностью заменили: вместо бетонного покрытия положили деревянный настил из ценной породы дерева - сибирской лиственницы, что позволило увеличить скорость велосипедистов до 85 км/ч, расширили трибуны. Увы, уникальное покрытие оказалось недолговечным из-за погодных условий, и в 1991 году дерево вновь сменили на бетон, правда, тоже не простой, а с полимерными добавками.

При этом форма чаши велотрека с дореволюционных времен практически не изменилось, Федерация велоспорта Украины считает его одним из лучших в Европе. Ныне длина велодорожки составляет 286 м, максимальный угол наклона на виражах — 38 градусов, поперечный угол по прямой — 11 градусов, допустимая скорость 73,58 км/час.

В 1998 году, незадолго до начала строительного бума, велотреку был присвоен статус памятника истории и архитектуры, однако в 2007 году распоряжением Министерства культуры он был лишен этого охранного статуса, вплотную к овалу велодорожек развернулось строительство высотного жилого дома.

И вот, наконец, ко Дню города в мае 2017 года реконструкция велотрека была завершена. Сегодня объект полноценно функционирует: капитально отремонтировано полотно, обустроена беговая дорожка, а над виражом установлен экран. В административном здании действуют медпункт, раздевалки и залы для тренировок.


Киевский велотрек

Источник: "Необычный Киев", автор статьи Г. Мельничук