Казимир Малевич

 

Казимир Малевич
 родился 11 февраля 1878 году  Киев в семье выходцев из Польши. По распространённому мнению дата рождения Казимира Малевича —1878 году, однако, имеется запись в приходской книге за 1879 год костёла св. Александра в Киеве о том, что Казимир Малевич родился 11 февраля, а крещен 1 марта (по старому стилю) 1879 года. Семья будущего художника жила в Киеве на Бульонской улице, в Киеве похоронен его отец.

Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению/ Отец Казимира Малевича Северин Малевич (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда) и мать Людвика (Людвига Александровна, в девичестве Галиновская) обвенчались в Киеве 26 февраля 1878 года (по старому стилю).

 
Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко в селе Пархомовка (Харьковской губернии). По данным одной белорусской газеты, существует легенда о том, что отцом Малевича якобы был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902)

 

Мать Людвига Александровна (18581942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок.

В 1895 году в возрасте 17 лет поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь — с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертежником на железной дороге и с другой — жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (1881—1942)

В 1905 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против. ВедьМалевич оставлял ее с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

5 августа 1905 года он впервые подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск к жене и детям Малевич не захотел. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц — по московским меркам, очень дешево. Но через полгода, весной 1906-ого, когда деньги на жизнь закончились, Малевич был вынужден все же вернуться назад, в Курск, к семье и службе в Управлении Курско-Москвской железной дороги. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.

В 1907-м году в Москву поехала мать Казимира Малевича Людвига Александровна, найдя работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке, распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву.

 

Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские праздники1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке.

 

Три из пяти комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (женой и двумя детьми). Там усилились размолвки и Казимира Зглейц взяв обоих детей, уехала в село Мещерское и найдя работу фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Уехав оттуда с врачом, она оставила детей у одной из сотрудниц больницы.

С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве

В 1907 году принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Познакомился с М. Ф. Ларионовым.

Когда Казимир Малевич приехал за детьми, они были у заведующего хозяйством Михаила Фердинандовича Рафаловича. Дочь Рафаловича, Софья Михайловна Рафалович, вскоре стала гражданской женой Казимира Малевича (несколько лет Малевич не мог получить развода с первой женой).

В 1909 году развёлся с первой женой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович (18? — 1925), отцу которой принадлежал дом в Немчиновке, куда отныне Малевич постоянно приезжал жить и работать.

В 1910 году принял участие в первой выставке «Бубнового валета».

В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле — мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи».

1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника» в Мюнхене. Экспонировал более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве (художник входил в группу молодых художников «Ослиный хвост»). Познакомился с М. В. Матюшиным.

В 1913 году Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» экспонировал, наряду с неопримитивистскими произведениями, картины, названные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем» (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных, пролог В. Хлебникова, декорации и эскизы костюмов М. Малевича). Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял из себя квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

В 1914 году, вместе с Моргуновым, устроил эпатажную акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с деревянными ложками в петлицах. Участвовал в выставках общества «Бубновый валет», Салона независимых в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. постарому стилю) и имел значительный успех. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм» в организованной совместно с И. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Принял участие в выставке «Магазин». Экспонировал 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет». Организовал общество «Супремус» (в него входят О. В. Розанова, Л. С. Попова, А. А. Экстер, И. В. Клюн, В. Е. Пестель и др.), готовил к изданию одноимённый журнал. Летом Малевич был призван на военную службу (демобилизован в 1917 году).

В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимается просветительской работой, разрабатывает проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В этом же году выступает с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».

В 1918 году публикует статьи в журнале «Анархия». Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмы к спектаклю В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Участвует в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).

В 1919 году возвращается в Москву. Руководит «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских. Экспонирует супрематические работы на X Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»).

В ноябре 1919 года художник переезжает в Витебск, где начинает руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал.

В том же 1919 году Малевич издаёт теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открывается первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

К 1920 году вокруг художника складывается группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами становятся Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период практически не создаёт картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Так же, под влиянием Эль Лисицкого, начинаются первые опыты в области архитектуры.



В 1920 г. Малевич выступает с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, руководит работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника рождается дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, называет Уной.

1921 год. Участвует в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

В 1922 году Малевич заканчивает работу над своим главных теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске издаётся его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В начале июня 1922 года художник переезжает в Петроград с несколькими учениками — членами УНОВИС’а. Участвует в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонируются на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году читает доклад в государственной Академии художественных наук (ГАНХ) в Москве; создаёт эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.

С 1924 по 1926 год Малевич — директором Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК), возглавляет в нём формально-теоретический отдел.

В 1925 году художник читает доклад «О прибавочном элементе в живописи» в ГАНХ; участвует в выставке «Левые течения в русской живописи за 15 лет»; работает над объёмными архитектурными супрематическими моделями — архитектонами.

Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В 1926 году экспонировал архитектоны на ежегодной отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде» была опубликована статья Г.Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован подготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован.

В 1927 Казимир Северинович вступает в третий брак — Наталией Андреевной Манченко (1902—1990)

В 1927 Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта), где организована его персональная выставка, затем — в Берлин (29 марта — 5 июня), где ему предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября).

 

7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау, где познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем. 5 июня срочно возвращается в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение архитектора Гуго Херинга (часть их в настоящее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет выходит книга «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонируются на организованной Н. Н. Пуниным в Русском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.

В 1928 год. Малевич работает в Государственном институте истории искусств; публикует статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обращается к станковой живописи: так как многие его работы 1900 — 1910-х годов к тому времени были за границей, он создаёт цикл работ «периода импрессионизма» и датирует их 1903—1906 годами; так же восстанавливает работы крестьянского цикла и датирует их 1908—1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года.

 

Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранящаяся к тому моменту в Третьяковской галереи, была в довольно плохом состоянии.

С 1928 до 1930 года Малевич преподаёт в киевском художественном институте.

1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонируются на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. Закрыт отдел, руководимый Малевичем в Государственном институте истории искусств.

В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА».

В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине и Вене, сокращённый вариант выставки ГТГ открывается в Киеве (февраль — май).

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года.

В 1931 году работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Произведения художника включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма» в Русском музее.

В 1932 году художник участвует в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По мнению некоторых специалистов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из известных на сегодняшний день, вариант «Чёрного квадрата» (ныне хранится в Эрмитаже).

В 1932 году Малевич работает над неосуществлённым проектом — картиной «Соцгород». Начинается последний период в творчестве художника: в это время он пишет в основном портреты реалистического характера.

1933 год — начало тяжелой болезни (рак предстательной железы).

1934 — участвует в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года).

Скончался Малевич в Ленинграде 15 мая 1935 года.

По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.

В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от улицы Малевича в Немчиновке, географические координаты 55.721333 с.ш 37.338000 в.д. На месте могилы установлен небольшой монумент: белый куб с красным квадратом. По некоторым данным, нынешний владелец этого участка земли ООО «РОНД» намеревается построить на месте захоронения великого художника шестиэтажный дом.

 


Знаменитые картины

    Чёрный квадрат


 

    Чёрный круг




    Красный квадрат



    Скачет красная конница




    Супрематическая композиция — продана 3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby's за $60,002,000
 

Выставки


 Персональные выставки

    1919 — «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», Москва
    1923 — Персональная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности, Москва
    1927 — Персональная выставка в Варшаве
    1929 — «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича», Москва, Государственная Третьяковская галерея
    1930 — Персональная выставка в Киеве
    1988 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Ленинград, Русский музей, 10 ноября — 18 декабря.
    1988—1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Москва, Третьяковская галерея, 29 декабря 1988 года — 10 февраля 1989 года
    1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Амстердам, Stedelijk Museum Amsterdam, 5 марта — 29 мая.
    2000—2001 — «Казимир Малевич в Русском Музее», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 30 ноября 2000 года — 11 марта 2001 года

 Коллективные выставки

    1907 — XIV выставка Московского товарищества художников
    1910 — «Бубновый валет»
    1911 — первая выставка общества «Московский салон»
    1911 — выставка петербургского «Союза молодёжи»
    1915 — «Трамвай В», Москва, 23 марта —.
    1915 — «Последняя футуристическая выставка „0,10“».
    2000—2001 — «В круге Mалевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 30 ноября 2000 года — 26 марта 2001 года